Как защититься от непрофессионализма и
воровства в закупках


Расходы на закупки обычно составляют от 40 до 70% оборота производственного предприятия. Как проверить, что они тратятся на нужные товары и услуги, что закупочные цены «в рынке» или ниже, а бюджет не оседает в карманах нечестных сотрудников?

Надежно контролировать закупки — значит обеспечить прозрачность закупочного процесса. А с этим возникают проблемы, ведь информация для анализа рассредоточена по таблицам, учетным программам, она находится в документах и головах сотрудников разных отделов предприятия: в бухгалтерии, у закупщиков, в юридической службе. Чтобы ее собрать и проанализировать, вы потратите часы и даже дни!

А ваши закупки под контролем?

Пройдите тест из 8 вопросов, чтобы оценить уровень прозрачности  закупочного процесса

Пройти тест

Как повысить прозрачность закупок

Полноценное решение этой задачи невозможно без автоматизации закупочного процесса. Автоматизация не только разгружает сотрудников, избавляя от рутины, но и дает два важных преимущества:
Действия закупщиков фиксируются в системе: они видны всем пользователям с соответствующими правами. Это не только дает возможность контроля за деятельностью сотрудников, но и предотвращает потерю информации — при уходе в отпуск или увольнении. Вы можете не только контролировать ход закупок, но и анализировать статистические данные: например, динамику цен на товары и услуги или объем сэкономленных, благодаря тендерам, средств, рассчитывать KPI каждого закупщика и отдела целиком.

Недостаточно описать бизнес-процессы организации в инструкциях и регламентах, чтобы они исполнялись сотрудниками. У каждого найдется несколько причин, чтобы работать так, как привычно, а не как положено.

Если же закупки ведутся на специализированной платформе, все бизнес-процессы там уже заданы. Их можно перестроить по требованию руководства, но рядовой сотрудник не сможет работать в обход алгоритмов.

Количество злоупотреблений в закупках уменьшается, появляется возможность измерить реальную эффективность действующих стандартов — ведь пока не добьешься их исполнения, оценивать ее бессмысленно.

Один из наших клиентов тратил 4 часа только на то, чтобы собрать в один документ торговые предложения от всего 5-6 поставщиков. Автоматизация позволила сократить составление «конкурентного листа» до двух кликов: информация о цене, условиях поставки, ходе торгов и итоговых предложениях предоставляется в удобном для анализа виде, в XLS, с готовыми фильтрами для сортировки данных.

Все этапы закупочного процесса — под контролем


Как правило, сервисы для автоматизации закупок состоят из модулей, которые охватывают основные этапы закупочного процесса. Рассмотрим структуру таких информационных систем на примере сервиса «Умные закупки».

Сбор потребностей

В этом модуле сотрудники компании формируют и отправляют свои потребности в товарах и услугах в отдел закупок. Благодаря тому, что все заявки приходят только через сервис, ничего не теряется: всегда можно посмотреть, кто, что и когда заказал.

Отдел закупок сортирует поступившие заявки, уточняет информацию и объединяет потребности с одинаковой номенклатурой. Все коммуникации опять же происходят в рамках сервиса, поэтому их легко контролировать.

Управление закупками

В этом модуле сотрудники отдела закупок рассылают поставщикам заказы и уведомления о торгах, проводят конкурсные процедуры и определяют победителей. Переписка, предложения поставщиков на тендерах и договорные обязательства фиксируются в базе данных сервиса, поскольку поставщики тоже работают в нем через личные кабинеты.

Управление поставщиками

С помощью модуля отдел закупок ведет базу поставщиков, мониторит их деятельность и оценивает качество работы. Платформа содержит всю информацию о поставщиках: о пройденных аттестациях, отгруженных и находящихся в работе заказах, соблюдении или срывах сроков поставок, о проблемах с приобретенными товарами или сырьем: браке или пересортице.

На основе этих данных принимают решения о продолжении или прекращении работы с поставщиками, и эти решения прозрачны: понятно, почему контрагент исключен из списка поставщиков, видно, почему с ним работают уже много лет.

Управление контрактами

В этом модуле согласуются контракты и доп. соглашения между поставщиком и компанией. Все ключевые события по договору зафиксированы в системе, после чего отслеживаются своевременность и качество их исполнения.

Аналитика

Модуль аналитики — источник информацию по ключевым метрикам закупок. Отчеты визуализированы в виде дашбордов, которые понятны даже неспециалистам. Можно посмотреть значения по всем KPI, в частности — посчитать экономию бюджета на закупки.

 

Как проверить, насколько защищены ваши закупки?


Прозрачность, и, как следствие, безопасность закупок зависят от уровня зрелости и степени автоматизации закупочного процесса.
Пройдите тест из 8 вопросов, чтобы узнать, насколько надежно вы контролируете закупки и понять, как увеличить их прозрачность.