Почему не работает лимитный подход к планированию закупок и чем его заменить?


У девяти десятых крупных и средних российских компаний согласование заявки на поставку товара или заказ услуг для отделов и сотрудников строго регламентировано — утверждает исследование KPMG, проведенное в конце 2021 года. Однако наличие регламента еще не гарантирует, что компания получит те товары и услуги, которые ей нужны, и получит вовремя. Дело в том, что в ряде случаев регламент предполагает лимитный подход к планированию закупок. Разбираемся, что это такое, и почему соблазн упорядочить планирование закупок через лимиты приводит к хаосу в закупках.

Лимитный подход к планированию закупок — способ планирования, при котором на закупки (в квартал, полугодие, год) выделяется определенная сумма. Больше лимита организация потратить не может. Лимит устанавливают на основе данных о закупках прошлых временных периодов — или ориентируются на баланс доходов и расходов организации.

Претензии к снабженцам и конфликты, в которые приходится вмешиваться руководству, нехватка товаров и неоказанные вовремя услуги, затоваривание склада — лишь основные, лежащие на поверхности, последствия лимитного подхода.
Лимитный подход используют бюджетные организации, у которых закупки организованы по регламенту из строгого и запутанного Федерального закона 44-ФЗ. Из государственных закупок подход перекочевал в коммерческие: на первый взгляд это самый простой способ упорядочить расходы поставку товаров и заказ услуг. Но в коммерческих закупках лимитный подход не работает и приводит к беспорядку, обидам на отдел закупок и простоям в работе.
Почему лимитный подход приводит к хаосу в закупках:
Лимитный подход позволяет только дозировать деньги. Управлять закупочной деятельностью так, чтобы быстро реагировать на запросы производства и сбыта, заключение новых контрактов и срочные нужды бизнеса — в рамках лимитного подхода не получится.

Управлять затратами — значит не распределять деньги, а оценивать потребности бизнеса (компании, отделов и филиалов, сотрудников) в товарах и услугах, которые нужны для работы. На пути к оценке потребностей можно даже сэкономить — для этого нужно автоматизировать сбор потребностей, их согласование и только потом — бюджетирование.

Устраняем лимитный подход к планированию закупок с помощью средств автоматизации 
Подход отвечает только на вопрос «Сколько мы потратим». Управлять закупками и их планированием, зная только доступные для расходов суммы, невозможно. Начинать планирование все же правильней с вопроса «Что нам нужно», и только потом — «А можем ли мы это себе позволить». Автоматизация закупок предоставляет возможность не только контролировать и оценивать потребности бизнеса (сотрудников, отделов, филиалов, направлений или проектов). На примере облачного сервиса «Умные закупки» видно, что инструменты автоматизации позволяют:

  • Безошибочно планировать закупки — создавать отдельные планы для подразделений или проектов, полностью контролировать получение ими товаров и услуг, согласовывать потребности согласно регламенту, причем без единого шанса этот регламент обойти.
  • Управлять бюджетом на закупки — создавать закупочные бюджеты, следить за расходами и корректировать их, оценивать, как расходуются средства на закупки.
  • Экономить, объединяя одинаковые запросы на поставки и добиваясь от поставщиков оптовых цен с помощью инструмента консолидации потребностей.
Средства автоматизации закупок и, в частности, автоматизации планирования, помогают избавиться от неэффективного лимитного подхода. И получать выгоды там, где раньше были проблемы:

Запишитесь на бесплатную презентацию возможностей системы

Получив вашу заявку, мы:
  • позвоним по телефону и договоримся об удобном для вас времени;
  • созвонимся по Zoom или Skype;
  • обсудим, какие проблемы и цели у вас есть в направлении закупок;
  • покажем, как с помощью “Умных закупок” вы сможете решить проблемы и достичь цели.

Если остались вопросы: