Не пролонгируй это: почему автоматическое продление договоров с поставщиками вредит компании


В этой статье расскажем о том, почему не нужно автоматически пролонгировать договоры с поставщиками, как добиваться от них улучшения условий и повышения качества работы.
В государственных закупках автоматическое пролонгирование контрактов запрещено: Минэкономразвития считает, что без конкурентных закупочных процедур нельзя закупать товары и услуги. Это редкий случай, когда коммерческим организациям стоит получиться у государственных, и пролонгировать договоры через конкурентные процедуры — тендеры.

Автоматическое пролонгирование: почему оно происходит?

Автоматическое, без согласования изменений, пролонгирование — это удобно, если заказчику на постоянной основе нужны товары или услуги. Сотрудникам не нужно тратить время и силы на поиск и оценку альтернативных вариантов. Да и зачем, если закупщика все устраивает, а с поставщиком налажены деловые, а иногда и дружеские отношения?

Пример: компания N оказывает услуги клининга. Каждый месяц ей требуется заданное количество чистящих средств и расходных материалов (СИЗ, ветошь, чистящие средства). Она закупает их у одного и того же поставщика, которого выбрала несколько лет назад, поставки оплачиваются по факту, поскольку повышение цен на товары, в целом, укладывается в общий рост стоимости товаров и услуг в цепочке. В договоре с поставщиком есть пункт об автоматическом пролонгировании договора каждый год. Пролонгирование без согласования и уточнения условий, на первый взгляд, кажется выгодным — закупщики не тратят время на поиск других поставщиков, тендеры, переговоры, согласование договоров.

Что происходит при автоматическом пролонгировании договоров?

 
  • Цена остается прежней, сокращения затрат не происходит.
  • Закупщик не следит за ценами и новыми предложениями на рынке, и таким образом упускает возможности.
  • Не уменьшается количество нарушений со стороны поставщика: брак, пересортица, задержка поставок. Зачем лишний раз стараться, если клиента и так все устраивает? Довольному клиенту всегда уделяется меньше внимания, чем тому, который обещает уйти к другому поставщику.
 

Как пролонгировать договор, чтобы не упустить выгоду?

Если поставщик не является незаменимым, то договор с ним можно и нужно пересматривать, как только подошло к концу действие старого контракта.

В исследовании закупочной деятельности российских компаний консалтингового холдинга KPMG отмечается, что нужно обязательно сегментировать поставщиков: разделять важных для бизнеса и второстепенных контрагентов. KPMG доказывает, что только 20% поставщиков нельзя заменить — оставшихся можно и нужно менять или добиваться от них улучшения условий поставок, снижения цен или изменения графика оплаты.

Обычно закупщики используют переговоры, чтобы изменить условия договора на поставку товаров или оказание услуг. Однако предсказуемый результат могут принести только тендеры — конкурентные закупки, в которых участвует и постоянный поставщик, и другие компании, которые поставляют сходные или аналогичные товары и оказывают те же услуги.

Конкурентная закупка (или тендер) — самый эффективный способ добиться от поставщика изменения условий договора при пролонгировании.

Помешать провести тендер могут несколько факторов:
  • Трудоемкость — если вы работаете хотя бы с десятком поставщиков, проводить одновременно несколько тендеров сложно, ведь для каждого нужны еще и конкуренты, которых только предстоит набрать.
  • Психологические барьеры — не всегда снабженец готов к тому, чтобы сообщить поставщику, что «как раньше уже не будет».
  • Отсутствие навыков и компетенций для проведения конкурентных закупок.
С психологическими барьерами у закупщика отлично справляется депремирование или откровенный разговор с директором по закупкам или генеральным. А вот технические вопросы можно решить с помощью сервиса управления закупками.

Онлайн сервис «Умные закупки» предоставляет возможность полностью управлять закупочным процессом. В том числе — проводить конкурентные закупки и контролировать сроки пролонгирования договоров: система просто сообщает пользователю о том, что в ближайшее время договор будет пролонгирован. У закупщика останется достаточно времени, чтобы согласовать изменение условий договора с поставщиком или провести конкурс среди поставщиков на право заключить контракт.

Контроль за сроками пролонгирования договора настраивается: для каждого договора можно зафиксировать контрольные даты и оповещения, чтобы не упустить время для переговоров или организации конкурентной закупки:
Конкурентные закупочные процедуры можно использовать не только для закупок — но и для исследования рынка. Приглашайте на регистрацию в онлайн-сервис поставщиков, которые интересны вам, и проводите среди них запросы предложений. Так вы изучите уровень цен на нужные вам товары и услуги:
Результаты запроса предложений можно использовать и на переговорах с поставщиком, договор с которым в ближайшее время будет продлен.
Контроль сроков и механизмы для оценки предложений от поставщиков позволяют избавиться от пролонгирования по умолчанию, а также помогают снизить закупочные цены, улучшить качество работы поставщиков, добиваться от них рассрочек, согласия на безавансовую оплату, нормализовать график поставок.
Улучшение условий договоров — только одно из преимуществ работы с закупками на сервисе «Умные закупки». С другими возможностями можно познакомиться на онлайн-демонстрации.

Запишитесь на онлайн-демонстрацию возможностей «Умных закупок»

Получив вашу заявку, мы:
  • позвоним по телефону и договоримся об удобном для вас времени;
  • созвонимся по Zoom или Skype;
  • обсудим, какие проблемы и цели у вас есть в направлении закупок;
  • покажем, как с помощью “Умных закупок” вы сможете решить проблемы и достичь цели.